Деньги мотивируют нас?

В течение многих лет исследователи пытались доказать, что деньги не являются основным мотиватором повседневной работы. Однако, независимо от результатов различных исследований, нельзя отрицать, что деньги являются очень важным фактором в нашей жизни.

Мэрилин Монро говорила, что «деньги не дают счастья — только шопинг». Это упрощенное утверждение показывает, что деньги очень важны для людей (как в профессиональной, так и в личной жизни) и что их значение нельзя недооценивать (хотя чаще они на самом деле являются инструментом, а не самоцелью).

Палочка и морковь

Большинство компаний работают в классической модели. На основании договора работодателя с работником определяется объем обязанностей и гарантируется фиксированное вознаграждение. Мотивацией для дополнительной работы может быть видение потенциального повышения, бонуса или другой награды — пресловутой «моркови». Но если есть «морковь», также должна быть «палка», которая обычно является возможностью увольнения с работы, ухудшения положения или уменьшения вознаграждения.

Ограничение мотивации сотрудников только к финансовым вопросам преобладало в XIX и XX веках. Сегодня все больше и больше говорят о необходимости перемен во многих компаниях, поскольку старый метод мотивации сотрудников больше не эффективен и ведет к его низкой производительности. В настоящее время гораздо важнее проверка потребностей и предрасположенностей сотрудника, его самореализации и не финансовых факторов. Работодатели начинают понимать, что работа — это не только вопрос зарабатывания денег, но и удовлетворение работой.

Эффект Сойера

Прорыв в области мотивации доказал «Эффект Сойера.» Название происходит от книги приключения Тома Сойера и его истории с покраской забора, который уговорил коллег взять его от обязанности, показывая им, как весело его красить.

Исследования, проведенные Мареком Р. Леппером и Дэвидом Грин в 1970-х годах, показывают, что система вознаграждений и наказаний может отрицательно влиять на мотивацию. Исследователи проверяли эти отношения на группе дошкольников, которые любили рисовать. Проверено, как изменится их поведение после введения вознаграждений в группах. Оказалось, что дети охотно рисовали в группе, где не было призов — для них рисовать было весело. В свою очередь, в группе с введенными призами активность уменьшилась. Дети идентифицировали рисование только с призами, и без них они перестали рисовать. Зависимость, показанная в исследовании, была названа «эффектом Сойера».

Деньги — это средство, а не цель

В своей профессиональной деятельности, помимо вознаграждения, исследователи обращают внимание на необходимость самореализации, выполнения амбиций или необходимости стабильности, связанной с семейной собственностью. В случае экономии и мотивации для регулярного внесения денег существуют и другие потребности, кроме как наличия собственности.

В процессе сохранения цель состоит в том, чтобы купить, например, квартиру или отложить капитал. В свою очередь, сама квартира символизирует потребность в вашем собственном месте, стабильность и т. д. Если ваша цель состоит в том, чтобы сохранить, вы должны сосредоточиться в процессе поиска мотивации для конкретных целей — отложить деньги — это всего лишь средство для их получения.

Страх перед отсутствием адекватной безопасности может стать стимулом для выхода на пенсию. Нынешняя пенсионная система постоянно дают понять, что наши пенсии будут низкими, если мы будем полагаться только на два основных принципа.

Жадность и страх

Финансовые рынки не говорят о мотивации, а о жадности и страхе — две эмоции, которые инвестиционная психология подвержена на протяжении десятилетий. Мотивация для инвесторов, как правило, является видением финансовой свободы и независимости от других источников заработка. Ключом к стабилизации активов и потреблением инвестиционных продуктов является баланс между этими двумя эмоциями.

Мотивация — важный фактор в финансах — как на работе, так и на спасении и инвестировании. Однако стоит помнить, что деньги — это всего лишь инструмент, а не самоцель. Забота о самореализации и личностном развитии вместо сосредоточения только на финансовых целях может принести отличные результаты. Большая удовлетворенность работой переводится в лучшие результаты. К счастью, это понимают все больше и больше работодателей.